|
Общение и деловое общение
В психологии общение определяется как взаимодействие двух или
более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного
или аффективно-оценочного (эмоционально-оценочного) характера.
Заметим, что в качестве субъектов общения может выступать как
индивидуум, так и группа.
Если рассмотреть, по поводу чего и для чего
люди общаются, и выделить все возможные функциональные ситуации, то
оказывается, что таких ситуаций может быть четыре:
- цель общения — вне самого взаимодействия субъектов;
- цель общения — в нем самом;
- цель общения — приобщение партнера к опыту и ценностям инициатора общения;
- цель общения — приобщение самого его (инициатора) к ценностям партнера.
Нас будет интересовать только первый вид общения — деловое общение,
т.е. общение, имеющее цель вне себя и служащее способом организации и
оптимизации того или иного вида предметной деятельности:
производственной, научной, коммерческой и т.д.
Любое общее дело предполагает общение и взаимодействие участников как необходимое средство обеспечения его эффективности.
В деловом общении предметом общения является дело. Производственное
взаимодействие может и не быть по своей сути общением в том случае, если
другой субъект выступает в качестве объекта.
Например, при жестко
авторитарном стиле руководства отношение начальника к подчиненному
выступает в основном как отношение субъекта к объекту. В этом случае
формой отношений является дисциплина — принцип строгого регулирования
иерархического сопоставления управляющего и управляемого. Понятно, что
управляемый лишен свободы действия, что право принятия решения
предоставлено управляющему субъекту и потому связь между ними
асимметрична, монологична, а не диалогична.
Особенности делового общения заключаются в том, что партнер в деловом
общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;
общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;
основная задача делового общения — продуктивное сотрудничество.
Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: "умение
общаться с людьми — такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или
кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой-либо другой
товар в этом мире".
Но что означает уметь общаться? Это значит уметь
разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с
ними, что предполагает знание психологии общения. В процессе общения
люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и
взаимодействуют. В данной главе предлагается анализ общения в единстве
трех его сторон: общение как восприятие, общение как коммуникация и
общение как взаимодействие.
Источник: Психология и этика делового общения. Под редакцией В.Н. Лавриненко
|
Категория: Психология общения | Добавил: Udacha (31.08.2010) |
Просмотров: 1318
|
|
|
|