Тест структуры интеллекта Амтхауера (Amthauer Intelligenz
Struc-tur — Test) — это один из известнейших групповых тестов, широко
используемых в немецкоязычных странах. Он создан в 1953 г. (последняя
редакция осуществлена в1973г.)и предназначен для измерения уровня
интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года.
Тест состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен
на измерение различных функций интеллекта. Шесть субтестов диагностируют
вербальную сферу, два — пространственное воображение, один — память. Во
всех группах заданий, за исключением 4-6 субтестов, используются задачи
закрытого типа.
Субтест 1. Логический отбор: исследование индуктивного
мышления, чутья языка. Задача испытуемого заключается в том, чтобы
закончить предложение одним из приведенных слов.
Пример: Противоположностью понятия «верность» является...
а) любовь; б) ненависть; в) дружба; г) предательство; д) вражда.
Субтест 2. Классификация, определение общих черт: исследование
способности к абстрагированию, обобщению, оперированию вербальными
понятиями. В задачах предлагается пять слов, из которых четыре
объединены определенной смысловой связью, а одно — лишнее. Это слово и
следует выделить в ответе.
Пример: а) рисунок; б) картина; в) графика; г) скульптура; д) живопись.
Субтест 3. Аналогии: анализ комбинаторных способностей. В
заданиях предлагаются три слова, между первым и вторым существует
определенная связь. После третьего слова — прочерк. Из пяти прилагаемых к
заданию вариантов необходимо выбрать такое слово, которое было бы
связано с третьим таким же образом, как и первые два.
Пример: Дерево — строгать, железо — ?
а) чеканить; б) сгибать; в) лить; г) шлифовать; д) ковать.
Субтест 4. Обобщения: оценка способности выносить суждение, обобщать. Испытуемый должен обозначить два слова общим понятием.
Пример: Дождь — снег. Правильным ответом будет слово «осадки».
Субтест 5. Задания на счет: оценка уровня развития практического математического мышления, сформированности математических навыков.
Пример: Сколько километров пройдет товарный поезд за 7 часов, если его скорость 40 км в час?
Субтест 6. Ряды чисел: анализ индуктивного мышления,
способности оперировать числами. В заданиях требовалось установить
закономерность числового ряда и продолжить его.
Пример: 6 9 12 15 18 21 24...?
Субтест 7. Выбор фигур: исследование пространственного
воображения, комбинаторных способностей. В заданиях приводятся
разделенные на части геометрические фигуры. При выборе ответа следует
найти карточку с фигурой, которая соответствует разделенным частям.
Субтест 8. Задания с кубиками: исследуется то же, что и в 7-м
субтесте. В заданиях предъявляются изображения кубиков с различно
обозначенными гранями. Кубики определенным образом повернуты и
перевернуты в пространстве, так что иногда появляются новые, неизвестные
испытуемому грани. Необходимо определить, какой из пяти
кубиков-образцов изображен на каждом рисунке.
Субтест 9. Задания на способность сосредоточить внимание и сохранить в памяти усвоенное.
Предлагается запомнить ряд слов, которые объединены в таблице по
определенным категориям, например цветы: тюльпан, жасмин, гладиолус,
гвоздика, ирис; или животные: зебра, уж, бык, хорек, тигр. Время
заучивания — 3 мин. Затем тетради с заданиями собираются, и испытуемым
выдаются листы с вопросами такого типа: с буквы «б» начиналось слово: а)
растения; б) инструменты; в) птицы; г) произведения искусства; д)
животные.
Тест имеет две формы (А и Б), которые проверялись на
взаимозаменяемость. Общее время выполнения теста (без подготовительных
процедур и инструктажа испытуемых) — 90 мин. Время выполнения каждого
субтеста ограничено и колеблется от 6 до 10 мин.
В нашей стране адаптированный вариант теста Р. Амтхауера был
использован при обследовании учащихся VIII—XI классов городских и
сельских школ (более 500 человек). Получены данные о достаточно высокой
надежности и валидности этого теста.
Тест, известный в нашей стране под названием Групповой интеллектуальный тест (ГИТ),
в оригинале имеет название — Vana Intelligence Test — VIT. Он
разработан словацким психологом Дж. Ваной и известен как надежный,
валидный, хорошо зарекомендовавший себя в практике школы инструмент.
Тест содержит 7 субтестов:
1 — исполнение инструкций (направлен на выявление скорости понимания простых указаний и их осуществления);
2 — арифметические задачи (диагностирует сформированность математических
знаний и действий, которые усваиваются школьниками в процессе
обучения);
3 — дополнение предложений (оценивает понимание смысла отдельных
предложений, развитие языковых навыков, умение оперировать
грамматическими структурами);
4 — определение сходства и различия понятий (проверяет умение
анализировать понятия, сравнивать их на основе выделения существенных
признаков);
5 — числовые ряды (выявляет умение находить логические закономерности построения математической информации);
6 — установление аналогий (диагностирует умение мыслить по аналогии);
7 — символы (проверяет скоростные возможности выполнения простой умственной работы).
ГИТ разработан в двух формах, которые проверены на
взаимозаменяемость. На выполнение каждого субтеста отводится
ограниченное время (от 1,5 до 6 мин).
Адаптация теста была проведена на учащихся III—VI классов городских и
сельских школ (выборка более 500 человек). Полученные результаты также
свидетельствуют о достаточно высокой надежности и валидности этого
теста.
Помимо общего балла по тестам, авторы отечественных модификаций ГИТа и
теста Амтхауера предлагают способы оценки гуманитарной и математической
направленности учащихся, сформированности отдельных
вербально-логических операций, скоростных характеристик умственной
работы и некоторые другие линии анализа.
Источник: Акимова М.К. Психологическая диагностика
|