|
Ролевое поведение в деловом общении
"Роль" — это способ поведения, задаваемый обществом.
Она складывается из двух переменных — базовых психологических установок
нашего "Я" и ожиданий других людей. Бывает, что в течение одного дня
деловому человеку приходится "играть" несколько ролей: руководителя,
коллеги, подчиненного, партнера по переговорам и т.д. Во всех случаях
предпосылкой успеха является не только всесторонний и глубокий анализ
деловой ситуации, но и готовность к успеху, обусловленная состоянием и
ориентацией нашего "Я".
Единственное ограничение, которое налагается на
нас, — это наша неспособность признать неограниченность наших
возможностей- Вместе с тем, не нужно никаких усилий, чтобы смириться с
поражением, ленивым созерцанием собственных неудач. Большинство
проживает всю жизнь, так и не использовав возможность полного контроля
над собственными чувствами, не отдавая себе отчета в том, что это
единственное, что подвластно нашей воле.
Следовательно, необходимо постоянно развивать позитивное мышление.
Позитивное восприятие действительности означает, что мы должны направить
свои усилия на решение стоящих перед нами проблем, а не сетовать по
поводу их существования. Победитель "вгрызается" в проблему, тогда как
неудачник всячески старается ее обойти, но постоянно на нее
наталкивается.
Есть только два типа проблем: проблемы, которые мы в
состоянии решить, и проблемы, с которыми мы ничего поделать не можем.
Какой смысл, например, переживать по поводу своей внешности или своего
роста? Позитивное мышление предполагает отказ от бесплодных сетований по
поводу надуманных и еще не существующих трудностей. Тем более
непродуктивно завидовать другим — лучше радоваться их продвижению и
просить у них советов, как нам добиться успеха в своей деятельности.
Базовые психологические установки нашего "Я" формируются в
результате закрепления наиболее часто повторяющихся реакций,
положительных или отрицательных, на окружающих нас людей. Они
включают в себя как самооценку, так и оценку нами тех, с кем мы
общаемся.
Люди, негативно относящиеся к самим себе, имеют тенденцию в
течение жизни накапливать отрицательные впечатления о собственной
личности. Те, кто относится к себе позитивно, проявляют тенденцию к
постепенному накоплению и усилению положительного самовосприятия.
Возможны четыре вида установок по отношению к окружающим:
"Я хороший — ты хороший". Это самая нравственная и
продуктивная установка, поскольку в большинстве случаев нам Причиняют
зло не по умыслу, а по недомыслию, в силу своей Нравственной незрелости.
Люди с этой установкой знают себе цену и ожидают, что другие воздадут
им должное. Они трудятся и сотрудничают конструктивно. Это "победители",
они "выигрывают".
"Я хороший — ты плохой".
Эта
установка характерна для тех, кто не способен к созидательному
самоутверждению. Они спихивают ответственность за свои проблемы на
других и пытаются в случае неудачи найти козла отпущения среди коллег
или подчиненных, выместить на них свою досаду. В этом случае мнимое
самоутверждение происходит за счет унижения других, что аморально и
малопродуктивно.
"Я плохой — ты хороший". Такая установка типична для
людей с комплексом неполноценности, чувствующих себя бессильными по
сравнению с другими. Они часто стремятся избегать тесных контактов с
окружающими либо прилипают, как паразиты, к сильным личностям. Часто
такие люди пребывают в состоянии депрессии.
"Я плохой — ты плохой". Эта установка ведет к
саморазложению личности, порождает чувство безнадежности и потерю
интереса к жизни.
Люди с такой установкой легко раздражаются, подвержены
тяжелым депрессиям и непредсказуемы. Они ходят по замкнутому кругу и
никуда не приходят.
Редко кто придерживается исключительно одной из этих четырех
установок, но одна из них, как правило, доминирует. Поэтому особенно
важно, постоянно работая над собой, осознанно и целенаправленно
стремиться к укреплению чувства "все в порядке", преодолевать негативное
отношение к окружающим и самому себе.
И, в заключение, хотелось бы напомнить слова древней молитвы:
"Господи! Дай мне силы изменить то, что я могу изменить, дай мне
мужество стерпеть то, что я не в состоянии изменить, и дай мне мудрость
отличить одно от другого!"
Источник: Психология и этика делового общения. Под редакцией В.Н. Лавриненко
|
Категория: Психология общения | Добавил: Udacha (02.09.2010) |
Просмотров: 2904
|
|
|
|