Рождение детей в семье — самый важный период, когда супругов объединяют общая любовь и забота о них. Однако дело не только в том, чтобы кормить и одевать ребенка. У
Ф.М.Достоевского есть очень точная и глубокая мысль: «Нет в жизни
человека ничего важнее, ничего нужнее и полезнее, чем вынесенное из
детства светлое и теплое воспоминание, такое ясное и доброе. Оно
закладывается в семье и в тяжелые минуты помогает». Только дружная семья
может оказать благотворное влияние на личность ребенка. В основном
влияние родителей на формирование личности ребенка приходится на первые
годы его жизни. К подростковому возрасту, как правило, закладывается
стиль взаимоотношений детей с родителями: покровительственный или
дружественный, основанный на доверии или на постоянном контроле.
Демократичные родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и
дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть
самостоятельным в определенных областях жизни; не ущемляя его прав,
одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на
теплых чувствах и разумной заботе, не слишком раздражает подростка; он
часто прислушивается к объяснениям, почему не следует делать одного и
стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях
проходит без особых переживаний и конфликтов.
Авторитарные родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и
не считают необходимым объяснять ему причины своих указаний и запретов.
Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не
вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, а их отношения с
родителями становятся менее близкими. Ситуация осложняется, если
высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально-холодным,
отстраненным отношением к ребенку. В таких случаях неизбежна полная
потеря контакта. Еще более тяжела судьба детей, у кого равнодушные и
жестокие родители. Они редко относятся к людям с доверием, испытывают
трудности в общении, часто сами жестоки, хотя испытывают потребность в
любви.
Подростки, как бы они иногда ни бунтовали, нуждаются в родителях как в
опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на
который можно было бы ориентироваться.
Родительская любовь — совершенно необходимое, но недостаточное условие
благополучного развития подростка. Например, излишняя забота о ребенке,
чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном
эмоциональном контакте, — приводят к пассивности, несамостоятельности,
трудностям в общении со сверстниками. К гиперопеке обычно склонны мамы, в
одиночку воспитывающие ребенка и видящие в нем единственный смысл своей
жизни. Отношения, складывающиеся по принципу «жить за ребенка»,
излишняя близость становятся тормозом на пути личностного роста обоих — и
подростка, и его мамы.
Трудности другого рода возникают при высоких ожиданиях родителей,
оправдать которые ребенок не в состоянии. Типичные ситуации: от ребенка
требуют блестящих успехов в школе или проявления каких-либо талантов;
ребенок как единственный близкий для матери человек должен посвятить ей
все свое свободное время и др. С родителями, имеющими неадекватные
ожидания, подростки обычно утрачивают былую близость, потому что сами
хотят решать, что им нужно, и бунтуют, отвергая навязываемые извне
требования.
Степень психологической близости с родителями резко снижается от 7 к 9
классу, особенно это относится к легкости общения, откровенности,
пониманию со стороны родителей. Чувствуя охлаждение со стороны детей,
родители думают, что дети их разлюбили, жалуются на их черствость и т.д.
Протест и неподчинение подростка являются средством, при помощи которого
он хочет добиться изменения прежнего типа отношений со взрослым на
новый, специфический для общения взрослых людей. Иначе говоря, в начале
подросткового периода в связи с появлением у подростка представления о
себе как уже не о ребенке, и потребностью в признании его взрослости
окружающими возникает совершенно новая проблема — проблема прав
взрослого и подростка в отношениях друг с другом, проблема равноправия. И
после прохождения критического периода эмоциональный контакт, если
родители сами не умудрились его испортить, как правило, возобновляется,
но уже на качественно иной основе: общение на платформе «взрослый —
взрослый».
Превосходство воспитателя определяется его зрелостью, а не насилием и
подавлением личности воспитуемого. Обладать авторитетом значит
притягивать силой и обаянием своей личности. В переходном возрасте
дифференциация авторитетов становится все более заметной. Взрослеющий
ребенок, как правило, ценит и принимает жизненный опыт родителей. В то
же время его способность завязывать новые отношения, стремление к
автономии, эмоциональная солидарность со сверстниками, созревание
познавательных функций приводят к вполне закономерной попытке ослабить
«гнет» родительской власти и родительского авторитета.
С подростковым возрастом связано также
понятие «психологические кризисы», то есть особые исключительные
состояния, когда отказывают механизмы нормальной психологической защиты и
преодоления и наступает как бы паралич воли, — человек в эти моменты не
в состоянии помочь себе.
В некоторых случаях подростки оказываются один на один с неразрешимой,
как им кажется, ситуацией, выхода из которой они не видят. У них
появляется намерение лишить себя жизни. Самоубийство (суицидальное
поведение, или суицид) — это покушение на свою жизнь человека,
оказавшегося в тяжелом душевном состоянии, не находящего выхода из
трудной жизненной коллизии. Один, находясь в тяжелейшей кризисной
ситуации, сжимает зубы и борется с обстоятельствами, а другой
запутывается, как в трех соснах, теряя силу и веру в себя. Острые
кризисные состояния испытывают человека на прочность. Душевная глухота
окружающих — частая причина развития подавленного состояния, душевного
беспокойства (психологического кризиса), из которого молодые люди не
находят выхода. Подростки, по-взрослому ориентирующиеся в бытовых
вопросах, увы, еще не умеют найти выход из сложных ситуаций. Они не
могут пока соизмерять последствия своего поступка, и их
психоэмоциональное состояние представляет угрозу для жизни. В таких
случаях они нуждаются в совете и помощи со стороны. Ее может оказать
кто-нибудь из родителей, друзей, родственников, однако помощь эта должна
быть деликатной, щадящей самолюбие, адекватной.
|