Первые экспериментальные исследования в этой области были посвящены изучению влияния присутствия группы и группового взаимодействия на протекание психических процессов индивида и его поведение
(Н.Триплетт, 1898, В.Меде, 1920, Ф.Олпорт, 1924, В.М.Бехтерев, 1925).
Результатом этих и других исследований было открытие эффектов социальной фасилитации (от англ. facility — облегчение) — улучшения индивидуальных результатов деятельности в присутствии других людей и социальной ингибиции(от
лат. Inhibere — сдерживать, останавливать) — ухудшения этих
результатов. Последующие исследования (Р. Зайонс, 1965) позволили
сделать вывод о том, что присутствие группы усиливает «доминирующую»,
т.е. наиболее вероятную для данного индивида реакцию. В экспериментах
американских социальных психологов (С.Харкинс и др., 1980) получены
данные, говорящие о феномене т.н. «социальной лености» — тенденции
прилагать меньше усилий в ситуации совместной деятельности и отсутствия
контроля за индивидуальным вкладом каждого участника. Однако, по мнению
самих исследователей, проявление этого феномена, а также степень его
выраженности существенно зависят от ситуативных и социокультурных
факторов (Д. Майерс, 1997).
Обобщение результатов этих, а также последующих специально
выполненных исследований позволило Н.Н.Обозову (1979) сделать следующие
выводы. В условиях присутствия других лиц у индивидов снижаются:
чувствительность (болевая, слуховая, обонятельная, кинестетическая),
объем и концентрация внимания, точность выполнения простых
арифметических действий, генерирование оригинальных идей — т.е.
характеристики точности (качества) психической деятельности. Повышаются:
сила мышечного напряжения, продуктивность внимания, показатели
долговременной памяти — т.е. скоростные (временные) характеристики
психической деятельности.
В первом случае отмечается подавление, угнетение психических функций под влиянием группы, т.е. феномен социальной ингибиции, а во втором — их поддержка, усиление, т.е. феномен социальной фасилитации.
Снижение в группе количества ассоциаций по контрасту и их увеличение по
сходству свидетельствуют о том, что в группе психические процессы имеют
тенденцию к единообразию, нормообразованию. В условиях группового
взаимодействия (взаимовлияния — по терминологии Н. Н. Обозова) у
индивидов снижаются: точность восприятия сложных объектов при их
кратковременном предъявлении и качество (нетривиальность) генерируемых
идей. Повышаются: точность восприятия простых объектов и времени,
точность восприятия сложных объектов при их длительном предъявлении и
способность к определению в неодинаковых объектах сходных элементов.
Эти данные говорят об усилении тенденции к конвергенции, согласованности мнений и оценок в условиях группового взаимодействия.
Экспериментальные исследования М. Шерифа, П. Зоди, Е. Боварта, Н.Н.
Обозова показывают, что при высокой определенности и малой сложности
перцептивных задач в группе повышается точность восприятия и снижается
конвергенция оценок, а при высокой неопределенности и сложности задач —
точность восприятия в группе снижается, а конвергенция оценок
увеличивается. В классических экспериментах М. Шерифа (1937)
исследовался процесс формирования групповых норм. В ходе исследования с
использованием т.н. автокинетического феномена (иллюзии движения
неподвижного источника света в темноте) М. Шериф обнаружил тенденцию к усреднению, согласованности индивидуальных оценок в группе
и их последующее закрепление и воспроизведение в индивидуальных оценках
испытуемых. Эти эксперименты положили начало серии лабораторных
исследований феноменов группового давления и конформизма.
Источник: Социальная психология под редакцией А.Л. Журавлева
|